|
|
||||||||||
| |||||||||||
Методический семинар по теме «Воспитание патриотизма через формирование духовно-нравственных ценностей обучающихся»
«…Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги». А. С. Макаренко
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина. Место и роль начальной школы в решении вопросов воспитания любви к Родине, родному краю, чувства гордости за свою страну трудно переоценить, поскольку младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм. Многие мыслители и педагоги прошлого, указывали на многостороннее формирующее влияние патриотизма, раскрывая его роль в процессе личностного становления человека. Так, например, академик Д.С. Лихачёв писал: «Любовь к Отчизне начинается с любви к своей Малой Родине – месту, где человек родился. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем и ко всему человечеству». Я считаю, благодаря системно - деятельностному, личностно-ориентированному подходу к организации учебной и внеурочной деятельности, можно вырастить образованного человека, способного самостоятельно ориентироваться во всех видах обширной информации, решать многочисленные задачи гражданского поведения, так как патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Любовь к Родине не может появиться в человеке внезапно, это чувство растёт и укрепляется в течение всей жизни. Младшие школьники реально переживают чувство привязанности к своей родной земле, когда включаются в краеведческую работу, знакомятся с памятными местам родного села, встречаются с людьми, совершившими боевые и трудовые подвиги. Участие в этой работе, если она отличается высокой содержательностью и красочностью, вызывает у учащихся чувство восхищения, потребность подражать таким людям. Я пятый год обучаю детей по учебно-методическому комплекту «Гармония». Мне нравится, что в данном УМК учитываются те преимущества, которые дает жизнь в сельской местности: богатейшее природное окружение, народные традиции и семейный уклад жизни. С 1 по 4 класс большое внимание уделяется патриотическому воспитанию. На конкретном материале дети начинают усваивать смысл понятий «Родина», «Российская Федерация», «Россия», «Великая Отечественная война», «мир», «труд», «патриотизм». Все сведения и исторические факты, предусмотренные программой, объединяются темой Родины, проходящей через содержание всех учебных предметов. Но я считаю, что воспитательный эффект всех форм патриотического воспитания зависит от того, насколько системно будут формироваться духовно-нравственные ценности младших школьников. Поэтому при выборе спецкурсов по внеурочной деятельности я отдаю предпочтение в 1-2 классах курсу «Край, в котором я живу», в 3-4 классах реализуем курс «Юный патриот». Особенностью этих спецкурсов является возможность для реализации межпредметных связей дисциплин начальной школы. В основе методики преподавания лежит проблемно – поисковый метод, обеспечивающий реализацию развивающих задач. На занятиях используются и тем самым подкрепляются умения, полученные на уроках чтения, русского языка, математики, окружающего мира, музыки, изобразительного искусства, технологии и физической культуры. Проанализировав результаты своей работы с 2011 по 2015 г.г. я пришла к выводу, что мои ученики 4 класса соответствуют портрету выпускника начальной школы по ФГОС: • Любознательные, проявляющие исследовательский интерес, активно познающие мир; • Доброжелательные, умеющие слушать и слышать партнера; • Уважительно относящиеся к окружающим, к иной точке зрения; • Готовые самостоятельно действовать и отвечать перед семьей и школой; • Любящие свой народ, свой край, свою Родину. Мои выпускники продолжают обучаться по новым стандартам в 5 классе, посещают спецкурсы патриотического и духовно-нравственного направления: 20 % учащихся занимаются в патриотическом клубе «Синева», 34 % посещают спецкурс «Изготовление народной игрушки», 100% детей с удовольствием играют в русские народные игры. Дети продолжают принимать участие в общероссийской олимпиаде по основам православной культуры. Но, к сожалению, мною был выявлен и ряд противоречий: о гражданско-патриотическом воспитании теперь в семьях говорят редко; даже во внешне благополучных семьях часто отсутствует эмоциональная связь поколений, родители преимущественно заботятся о материальном достатке. Однако именно семья, и никто другой закладывает первый опыт нравственного поведения ребёнка. Французский философ XVII века Шарль Монтескье писал: «Лучшее средство привить детям любовь к Отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов». В наше время, когда поток информации, получаемой ребёнком извне, трудно проконтролировать, приобретает наибольшее значение родительский авторитет, поэтому главным фактором успешного воспитания гражданина и патриота в семье является гражданское поведение, нравственная чистота, дела и поступки взрослых, которые окружают ребёнка. Привлечение родителей учащихся к участию во внеклассных мероприятиях даёт им возможность на своём примере показать детям важность патриотического воспитания. Будучи не только классным руководителем первого класса, но и мамой пятиклассника, обучающегося по новым стандартам, я сама принимаю участие в мероприятиях патриотической направленности различных уровней. Ведь только патриот сможет вырастить и воспитать патриотов. По-моему мнению, учащиеся и их родители на недостаточном уровне владеют способами получения необходимой полезной информации. Часто поиск информации заканчивается найденными фотографиями в семейных фотоальбомах, воспоминаниями родителей. А я хочу, чтобы родители совместно с детьми открывали для себя что-то новое там, где, казалось бы, они уже всё знают. Поэтому, набирая первый класс, с 1 сентября 2015 года, я решила помимо спецкурсов по внеурочной деятельности, использовать в работе программу воспитательной работы «Растим патриотов» для формирования духовно-нравственных ценностей. Эта программа заинтересовала меня тем, что она реализуется системно в течение четырёх лет, прививает любовь к Родине, которая начинается с любви к семье, родным и близким людям. Программа призвана формировать у детей и их родителей повышение интереса к изучению истории своей семьи, села, края, страны. Программа поможет мне в непосредственной организации воспитательного процесса. Она предусматривает широкий выбор видов и форм деятельности младших школьников, даёт немало возможностей для того, чтобы вести целенаправленную и активную работу со всеми учащимися и родителями класса. Всё это поможет раскрыть каждому участнику образовательного процесса свои способности, задатки, свою индивидуальность. Новизна программы заключается в самом содержании, в стремлении изучать проблему патриотического воспитания углубленно, расширенно, с использованием современных интерактивных методов и форм обучения и воспитания (индивидуальные и групповые проекты, исследовательская деятельность, виртуальные экскурсии, серии презентаций, фестивали фильмов, ролевые игры) и диагностических методик по оценке качества патриотического воспитания. Основным ключевым критерием патриотического воспитания являются 3 основных компонента: когнитивный, знаниевый (знания о Родине, семье, событиях, традициях), эмоционально – чувственный, отношенческий (переживания, чувства, эмоции по поводу событий, отношение к фактам и явлениям патриотического характера) и деятельностный, поведенческий (виды деятельности и действия патриотического характера). Программа состоит из четырёх этапов: 1 класс - знакомство первоклассников с духовными традициями страны, её героическим прошлым, государственной символикой, историей «малой родины» 2 класс – приобщение к боевым и трудовым традициям народа, Российской и Советской армии, разъяснение истоков героизма и самоотверженности нашего народа; 3 класс – формирование гордости за героев Отечества; изучение архивов, поиск материалов о героях войны, создание школьных книг для пополнения материалов школьных музеев; 4 класс – развитие активных форм патриотической деятельности, создание творческих презентаций о героях войны, формирование культуры межнациональных отношений в поликультурном обществе. О проблеме воспитания патриота литературный критик и публицист IX века Николай Добролюбов писал: «Настоящий патриотизм, как частное проявление любви к человечеству, не уживается с неприязнью к отдельным народностям». Эти слова актуальны для нашей школы, так как в селе Стародубском проживают люди 42 национальностей. Моя задача помочь ученикам вырасти толерантными людьми, уважающими многообразие культур в современном мире. На протяжении следующих четырех лет работы с детским коллективом я постараюсь наладить тесное сотрудничество с учителями-предметниками, преподавателями дополнительного образования, работниками библиотек, с администрацией Стародубского сельсовета, сотрудниками культурно –досугового центра и, конечно же, с родителями, бабушками и дедушками учащихся. Результат работы в таком важном деле, как патриотическое воспитание детей, конечно, сразу увидеть невозможно. Но я искренне верю, что мои ученики вырастут достойными гражданами нашей великой страны. «Познание начинается с удивления» - говорил Аристотель. Применяя такую форму организации обучения как виртуальная экскурсия, младших школьников ещё можно удивить, развивая при этом креативность, находчивость, ответственность, любовь к Родине Вашему вниманию я предлагаю виртуальное путешествие «Я живу в России», разработанное и проведённое совместно с учащимися и родителями 1 класса в рамках занятия спецкурса «Растим патриотов» Цель проведения: развитие у учащихся и родителей навыков работы с различными источниками информации, умение анализировать и передавать информацию; умение интерпретировать, применять информацию на стадии рефлексии. Задачи: 1. Сформировать исследовательские умения и навыки при отборе информации. 2. Развить визуальное мышление, 4. Обогатить словарный запас учащихся. 5. Научить излагать самостоятельные суждения 6. Познакомить с самыми значимыми местами страны, края, района, села, вдохнуть в учащихся дух патриотизма и любви к своей стране и родному краю. Этапы работы 1. Определить цель экскурсии и поставить перед родителями и ребятами задачи 2. Сбор информации по теме 3. Сбор текстового и наглядного материала по теме. 4. Составление плана экскурсии. 5. Создать и смонтировать слайды согласно плану. 6. Рефлексия экскурсии Родители моих первоклассников активно принимают участие в школьных мероприятиях, они поддержали мою идею совместной подготовки виртуальной экскурсии «Я живу в России». Класс был разделён на четыре группы. Первая группа подбирала материал по теме «Россия», вторая – по теме «Ставропольский край», третья – по теме «Буденновский район» и четвёртая – «Село Стародубское». Совместно с родителями учащиеся работали с различными источниками информации. Создание презентации я взяла на себя. Рефлексия экскурсии носила практический характер. Дети совместно с родителями придумывали и изображали герб села Стародубского. Материалы, разработанные мною по теме «Воспитание патриотизма через формирование духовно-нравственых ценностей обучающихся» вы можете найти на страницах моего сайта.
Список материалов: 1. Педагогический вестник ЕАО №1 2012 г. г.. Биробиджан 2. Программа гражданско-патриотического воспитания младших школьников «Растим патриотов» Составители: Стебенева Л.Н., Жила Н.В., учителя начальных классов МОУ «Ново – Девяткинская СОШ №1» Всеволожского района Ленинградской области 3. Губанова Е.В., Пушнова Ю.Б. «Духовно – нравственное развитие и воспитание личности гражданина России» журнал «Воспитание школьника» 2011 №5 с.8 4. Сайт «Жемчужины мысли» http://xn----itbcbkbuedi0cs5c6cc.xn--p1ai 5. Сайт «Воспитать человека» http://vp-ch.ru
Презентация к семинару
| |||||||||||
| |||||||||||
|