Эссе "Я - учитель Прикумья"

Сайт учителя начальных классов

Ольги Викторовны Бондиковой

 

Эссе "Я - учитель Прикумья"

 

  

                                                                    Я – скульптор, но в руках у меня не глина.

 Я - музыкант, но перед глазами совсем не ноты.

Я – хирург, но работаю без скальпеля.

Кто я? Я леплю человека.

Я касаюсь струн его сердца.

Я срезаю опухоль с души.

Я – учитель!

Наталья Чернова

(Из книги «Доверяю тебе мою боль и радость)

         

 

                С самого раннего детства нам известны слова из стихотворения В.В. Маяковского «Кем быть?»:

У меня растут года,

Будет и семнадцать.

Где работать мне тогда,

Чем заниматься?

         И, действительно, к семнадцати годам я стала все чаще и чаще задумываться о занятии всей своей жизни…

         На свете есть тысячи профессий, все они нужные и интересные. Но каждый человек должен избрать ту, которая наиболее соответствует его природным способностям и наклонностям, а точнее -  найти свое призвание! спустя годы, я считаю, что среди множества различных профессий на земле, моя профессия   самая интересная и привлекательная. Я учитель...

        Да, я учитель и всегда хотела им быть. Эта мечта пришла ко мне из детства благодаря моей маме Тюткало Валентине Ивановне, которая 40 лет посвятила воспитанию детей. Я мечтала стать хорошим учителем, и потому вопрос о сути этой профессии для меня далеко не праздный. Из чего состояла и состоит жизнь моя? Уроки, планы, кружки, внеклассные мероприятия, конкурсы, работа с родителями, самообразование, методическая работа, педсоветы, совещания, конференции, семинары, обмен опытом, проверка тетрадей и только потом семья, общение с друзьями. Бывают дни, когда, кажется, что всё делаю не так, как надо, чувствую усталость, хочу всё бросить и…  Но звенит звонок, я вхожу в класс, вижу сияющие глаза, которые смотрят на меня, надеются, ожидают какого-то чуда, и я забываю обо всём, тону в этих лучиках света, тепла, надежды и любви.

        Так какой же он - настоящий учитель? На мой взгляд, он просто человек,  любящий разных детей: умных, странных, «трудных», независимых, озорных, непоседливых, талантливых, непредсказуемых,… всех!

        А какой он - современный учитель? Я считаю, что он, прежде всего, профессионал своего дела, а также позитивный, требовательный, креативный, серьёзный, терпеливый, коммуникабельный, информативный, постоянно идущий вперёд; учитель - друг, учитель - подросток, учитель - мама, учитель - мудрец, учитель - патриот.  Современный учитель помогает ребёнку творить, раскрывать свои способности, а я уверена, что все дети талантливы, им только надо помочь поверить в себя, в свои силы.

        Учитель по природе своей профессии - созидатель, Созидатель с большой буквы, ибо творит он Человека. Каким будет этот человек, что после себя оставит - таков и итог профессионального пути педагога.

Уметь чувствовать ребенка, уважать его, уважать мнение детского коллектива, строить свою работу таким образом, чтобы дети не чувствовали над собой жесткого контроля и в то же время ощущали поддержку, - суть этической культуры учителя.

        Мне импонирует основная идея педагогики сотрудничества - идея гуманного отношения к ученику на основе сохранения его индивидуальной особенности.

         Лев Толстой однажды выразил такую мысль: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хорошим учителем. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он — совершенный учитель».

        Поэтому задача современного учителя – создать условия для саморазвития ребенка, чтобы после окончания школы он мог работать, учиться, служить, чувствовать вкус к жизни, имея для этого силы, желание, здоровье.

        Каждый раз, идя на урок, я стараюсь разнообразить его, сделать интересным и познавательным. Я люблю свои уроки за то, что они многолики и разнообразны. Но все они  объединены одной целью – воспитания личности - гражданина – патриота. Ведь история – это наша память, это тот факел жизни, который когда – то давно разгорелся в первобытном обществе. И нам, учителям XXI века, необходимо разжигать этот факел жизни. Я считаю, что именно на уроках, учитель воспитывает чувство патриотизма и любви к своей Родине, к своему народу.

         С первого класса я знакомлюсь с семьями детей, а главное, я знакомлю с их семьями самих детей. Оказывается «у мамы есть аттестат с одними пятерками, четверками и тройками»,  «папа служил на очень Дальнем Востоке», а «дедушка умеет играть на губной гармошке ». Чем больше узнаешь о родных, тем больше хочется узнать. И вот уже на презентации детские проекты о семье: и фотоальбом, и генеалогическое древо,  и домашняя газета, и семейный портрет. А сколько гордости в детском рассказе о своих предках, сколько достоинства и любви. Детям есть на кого равняться, с кого брать пример. Любовь к семье поможет детям нести ответственность за свои поступки.

          Богата и история нашего села и Прикумья в целом. Я знакомлю детей с историей их малой родины по книгам, походам в школьный музей, через чтение местной газеты, на встречах с ветеранами различных войн.  Дети узнают ценность человеческой жизни. Они учатся уважать людей, гордятся своим народом. Как по взрослому умеют дети скорбить у обелисков, павшим в боях за Родину, как торжественно звенят их голоса при чтении патриотических стихов на праздновании Дня Победы! История – это люди и их поступки. И эти люди такие знакомые, такие близкие. Они наши соседи, наши односельчане, наши земляки. Эти люди часть нашего народа.

         Так постепенно я учу детей любить Родину, учу их быть думающими патриотами, учу быть ответственными гражданами, учу быть настоящими людьми.

         Значит, я – патриот?! Патриот России, патриот Ставропольского края,  патриот Буденновского района, патриот села Стародубского. Значит, миссия учителя быть  патриотом!

         Сегодня, мы живем в том мире, где молодое поколение забывает чтить и уважать память прожитых страниц истории.  Поэтому я считаю, что мне как учителю современной школы, учителю Прикумья,  необходимо довести до сознания своих учеников, всё от  истории села Стародубского, истории района, края до истории России. Очень приятно слышать от выпускников, родителей слова благодарности, о том, что их дети чувствуют себя патриотами и очень любят свою Родину. И меня переполняет чувство гордости от того, что во всем этом  есть и моя заслуга, что именно я на своих уроках прививала им эту любовь.

         Для меня патриотическое воспитание – это воспитание личности, преданной своей Родине, способной защищать её в любых условиях. Патриотическое воспитание учащихся необходимо, потому что каждый ребенок, вырастая, должен знать, что он нужен своей Родине. Родина – это понятие очень широкое: это и мама, и дом, в котором ты родился, и школа, и друзья, и семья, и президент, и большая страна, в которой ты живешь.

          У меня впереди сто дорог, сто дверей, за каждой из них новая жизнь, которую я смогу прожить вместе с моими учениками.

Своё педагогическое кредо по вопросам отношений учителя и ученика я могу выразить словами С. Л. Соловейчика:

                            Нет двух отношений к ребенку —

                            Педагогического и человеческого.

                            Есть одно, и только одно, — человеческое.

          В нелёгких современных условиях существования российского образования я отдаю свои знания, силы, талант и свою любовь моим девчонкам и мальчишкам. И порой сложно бывает заниматься творчеством (а ведь только такой вид деятельности наиболее оптимален в работе с детьми), но я стараюсь. Стараюсь быть Другом, ведь я ещё и классный руководитель.

            Я очень хорошо понимаю, что для каждого ребёнка, который приходит в школу, встреча с первым учителем – это, прежде всего, встреча с новым, особо значимым человеком. Эта встреча может помочь ребёнку стать хорошим человеком, обрести своё собственное лицо, уверенность в будущем, породить стремление подражать первому учителю, обращаться к нему в самые трудные или счастливые минуты своей жизни.

          Иногда мне кажется, что учитель - это мощное дерево. Глубоко уходящие корни – это вся история педагогики  и родословная самого учителя. Корни поменьше – родители, семья, друзья, образование, родители учащихся. Сам учитель – это ствол. Вначале ствол тонкий и гибкий, но с каждым годом увеличивается количество годовых колец – это растет профессионализм педагога. Кольца отличаются друг от друга по толщине,  какие – то годы более яркие и насыщенные событиями, какие – то - время покоя и осмысления. Дерево растет ввысь, это значит, что происходит саморазвитие, самосовершенствование и самореализация учителя. А мастерство учителя – это густая крона дерева. И чем профессиональнее становится учитель, тем гуще крона.

            Многое поменялось в образовании, но, по -  прежнему,    учитель – это мастер, за которым стоят ученики.

          Школа вошла в мою жизнь давно, и, я уверена, навсегда. Школа  - это не здание и не учебные предметы, а лица, характеры, личности моих учеников. Смотрю на своих учеников и кажется, что это не они  пару лет назад с трудом находили дверь своего класса, не они путали звонки с урока и с перемены. Постоянно задаю себе вопрос: «Как они себя чувствуют рядом со мной, что думают?»  Так необходимо знать, что я им нужна здесь и сейчас, что я вселяю им  уверенность  в свои силы, и так хочется еще много лет каждое утро, зайдя в класс,  просто улыбнуться им всем и сказать: «Здравствуйте! Мои хорошие!»

  

Учитель начальных классов

МОУ СОШ №7 с. Стародубского

Бондикова Ольга Викторовна

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»